ДОРОЖКИ
Эстетический облик участка во многом выигрывает, если удачно спланированы и выполнены дорожки. Их асфальтируют, бетонируют, выкладывают из кирпичей, каменных плит, асфальтовой плитки, торцовых деревянных плашек.
Берут несколько крепких бревен диаметром 22—25 см и распиливают на плашки толщиной 4,5—5 см. Размечают дорожки колышками или шнуром, затем берут доски (опалубку) и заглубляют их в грунт на ребро так, чтобы они выступали из земли на 2,5—3 см. Находящиеся в земле деревянные конструкции не будут гнить, если их обработать антисептиком. Наиболее доступен 20% -ный раствор медного купороса; деревянные детали опускают в него на двое суток. Можно слегка обжечь поверхность деревянных заготовок паяльной лампой.
Обработанные антисептиком доски закрепляют колышками (на каждую доску — по два). Спилы укладывают на водопроницаемую подложку, например речной песок, чтобы они меньше намокали. Желательно поверх песка насыпать мелкий гравий или щебень. В них утапливают спилы, плотно подгоняя их друг к другу, выравнивают поверху. Чтобы гравий и песок уплотнились, их поливают водой из шланга с разбрызгивателем.
Основание пешеходной дорожки закладывают на глубину 15—20 см. Профиль дорожек должен быть выгнутым, т. е. выпуклым по отношению к поверхности почвы для стока воды, с уклоном от центра к краям 2—3°.
Если для строительства дорожек служит обыкновенный красный кирпич, его чаще устанавливают ребром, реже кладут плашмя на песчаную подушку толщиной 7—8 см, помещенную в заранее вырытом углублении. Швы между кирпичами заполняют слегка увлажненным песком. Кирпичные покрытия дорожек могут быть самыми различными.
Дорожки из шлака, щебня и строительных отходов (бой кирпича, остатки бетона и раствора, гальки от просеянного песка и др.) сооружают следующим образом. Выбрав место для дорожки, выкапывают канаву с выпуклым дном глубиной 15 см и шириной, соответствующей назначению дорожки (например, для тележки ширина дорожки должна быть на 20—30 см больше оси колес и т. д.). Дно канавы утрамбовывают и засыпают шлаком, щебнем или битым кирпичом слоем 10—12 см, затем поливают водой и еще раз утрамбовывают. Сверх насыпают мелкий шлак слоем 4—5 см и опять утрамбовывают, поливая водой.
Наиболее прочный материал для дорожек — бетон. Дорожки из него делают чаще всего монолитными, однородными, однако можно использовать и плиты. Размер стандартных бетонных плит 50 х 50 см, толщина 5—8 см. Они устойчивы к холоду, прочны и долговечны.
Для пешеходных дорожек плиты укладывают на слой песка толщиной 8 см; для автомобильных — на дно основания кладут крупные камни, поверх них слой гравия 8—10 см и только после этого — 5-сантиметровый слой песка и плиты.
Бетонные плиты размером 50 х 50 или из натурального камня укладывают «островками» в газоне с шагом примерно 65 см для того, чтобы, не замочив ноги, проходить по нему в дождливую погоду. Если плиты прямоугольные, их укладывают длинной стороной в направлении прокладываемого пути, чтобы было удобно ступать на такие «островки».
Перед началом работы определяют направление дорожки и раскладывают плиты. Контуры каждой из них окапывают острой лопатой. Затем плиты убирают и внутри их контуров вынимают землю так, чтобы получились ямки глубиной примерно 8 см. На дно насыпают песок или рыхлую сухую землю, разравнивают так, чтобы посередине ямки возникло небольшое углубление: плита или камень должны опираться на ее края. Плиту укладывают на место, через толстую ткань или доску пристукивают ее молотком, чтобы она хорошо «села». Затем при помощи уровня проверяют, находится ли она в правильном положении. Если плита плохо «сидит», ее надо вынуть или приподнять, подсыпать под нее песок и уложить снова.
Поверхность «островков» должна находиться на уровне газона, иначе его будет трудно косить. Необходимо следить за тем, чтобы плиты не оказались ниже поверхности газона. В противном случае по их краям будет скапливаться грязь, а со временем «островки» могут зарасти травой.